Роль информирования в развитии малого бизнеса

19.05.2016

16 мая в пресс-центре ТАСС состоялась презентация совместного исследования аналитического центра НАФИ, МСП Банка и Общероссийской Общественной Организации “Деловая Россия” о доступности финансовых услуг для предприятий малого и среднего бизнеса.

В исследовании принимали участие руководители предприятий малого и среднего бизнеса из всех регионов России. На его основании был построен интегральный показатель, равный 47 баллам из 100 возможных. В целом предприниматели оценили доступность финансовых услуг как среднюю, однако негативные оценки все же преобладали. Что интересно, большинство опрошенных (67%) удовлетворены исключительно качеством инфраструктуры, в то время как доступными существующие финансовые услуги считают только 43%.

Малому и среднему предпринимательству сейчас живется хуже, чем хотелось бы. За последние время мы видим значительное ухудшение в этой области – сказал Заместитель Генерального директора Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (корпорация МСП) Максим Любомудров. – Несмотря на то, что есть программы, поддерживающиеся министерством финансов, и создана корпорация МСП, мы понимаем, что комплексность подхода оставляет желать лучшего.

Согласно результатам исследования, лишь 21% предпринимателей обращались за кредитами или займами в последние полгода. При этом 27% оформляли кредит на физическое лицо, а не на юридическое. И это не удивительно. Начиная с 2013 года, доля взятых на рынке кредитов от лица компаний малого и среднего предпринимательства упала на 28,2%. В ближайшее время 66% опрошенных не планируют оформлять кредит, а 49% считают, что финансовые услуги не станут доступней в ближайшее время.

В то же время, индекс дает понять, что проблема исходит не со стороны банков. Так, 81% опрошенных удовлетворен количеством банковских отделений и удобством их расположения, 72% удовлетворены скоростью обслуживания, а 78% довольны качеством консультационного обслуживания. Уровень доверия к банкам составляет 72%. 61% получают консультации по финансовым услугам в полном объеме. Так в чем же проблема с получением финансовых услуг ? Одну из версий высказал Максим Любомудров:

Работая с этим сектором, мы понимаем, что основные причины отказа - это либо плохая проработка проектов, либо отсутствие залога, либо какие-то репутационные риски, из-за которых банк не готов давать финансирование.

В качестве решения данной проблемы были предложены услуги созданной в 2015 году корпорации МСП, призванной поддерживать малый и средний бизнес. Так, корпорация дает поручительство компаниям малого и среднего бизнеса, что служит аналогом физического залога для предприятий, у которых возникают проблемы с получением кредита.

Осуществляется данная инициатива по программе «6,5». Согласно её условиям, компании имеют право взять кредит на выгодных условиях в 12 крупных банках партнерах, который будет рефинансироваться корпорацией на протяжении 3 лет.

В целом инициатива выглядит довольно привлекательной, однако руководитель Аналитического центра общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Анастасия Алехнович выразила сомнение в её эффективности, приведя в пример другую причину малой доступности финансовых услуг для компаний малого и среднего бизнеса:

90% компаний не обращается за заемными средствами из-за плохой рентабельности. Кредиты изначально предлагаются по условиям, которые рабочий бизнес брать не будет. Также мы должны признать, что через субсидирование процентной ставки мы пытаемся снизить нагрузку на бизнес, но субсидирование стоит очень дорого. Компании, государство и предприниматель, в конечном счете, платят за это большими затратами – временными и финансовыми. Мы закрываем проблему псевдо-решением, которое загоняет нас в более глубокую проблему.

Также сомнения на тему причин малой доступности банковских кредитов для предприятий малого и среднего бизнеса выразил вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев:

Мы все прекрасно знаем, что у предпринимателя всегда есть 3 отчетности – настоящая для акционера, лучшая для банка и худшая для налоговой инспекции. Из какой мы будем исходить, когда предоставляем компании кредит? Из той, которой нам предоставляют, а потом будем говорить, что кредит предоставлять не будем, так как есть мнение, что отчетность не совсем точная.

В качестве решения проблемы доступности финансовых услуг были предложены: внедрение зарубежных технологий оценки рисков, запуск программ поддержки для старт-апов, развитие бюро кредитных историй, а также проведение изменений в регионального политике относительно малого и среднего бизнеса.

В целом предлагаемые меры способны помочь наладить ситуацию, однако нельзя не заметить, что они могут быть не вполне эффективными. Создание дополнительных программ поддержки или гарантийных служб не принесет пользы, если предприниматели не будут о них знать. Действительно, результаты опроса говорят нам о том, что информированность респондентов и доступных финансовых услугах находится на среднем уровне, однако многие из присутствующих с этим не согласились.

Эксперты отметили, что при существующих 27 программах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, реальных результатов они не дают. Причиной этому была названа слабая осведомленность предпринимателей о существовании и назначении данных программ.

В плане осведомленности малого и среднего предпринимательства я был очень сильно удивлен. Те вопросы, которые задают нам предприниматели по обратной связи зачастую заключаются в попытках выяснить как государство способно им помочь. – сказал Заместитель Генерального директора Корпорации МСП Максим Любомудров. – В целом, уровень развития у молодых предпринимателей в попытках понять, как государство способно помочь бизнесу, особенно начинающих, довольно низкий. Коллеги оценили его на среднем уровне, а мне кажется, что там надо работать, работать, и ещё раз работать.

Решением этой проблемы может послужить другая инициатива корпорации - создание службы одного окна для предпринимателей. Реализация данной инициативы планируется посредством кооперации с региональными службами развития. В конечном счете реализована она будет за счет создания многофункциональных центров или интернет портала, в которых будет предоставляться максимально подробная информация о финансовых услугах. Также, была озвучена инициатива по созданию бизнес-навигатора, способного дать молодым предпринимателям понимание о том, в какой сфере деятельности есть потребность в том или ином регионе.

Действительно, предложенные корпорацией МСП меры способны помочь развиваться малому и среднему предпринимательству. Существующим компаниям они предложат упрощенный процесс получения государственной поддержки или кредитования.

Начинающим же предпринимателям службы помогут определиться с направлением деятельности, а также упростят процесс создания компании. Не стоит забывать, что по статистике 90% старт-апов терпят неудачу, и во многом это связано со слабым спросом на предлагаемую продукцию или невозможностью привлечь дополнительное финансирование. Происходит это из-за банального непонимания молодыми предпринимателями принципов функционирования рынка и незнания о наличии программ поддержки. В то же время с помощью бизнес-навигатора и единой консультационной службы предприниматель сможет трезво оценить шансы бизнеса на успех и получить всю необходимую информацию по его развитию.

Именно меры по усилению информирования предпринимателей кажутся наиболее эффективными, из всех предложенных экспертами. Все необходимые для финансирования инструменты существуют, но пока предприниматели не будут знать о них, они не принесут результатов.

Так что в первую очередь необходимо развивать именно сферу информирования и консультирования предпринимателей, это даст представителям малого и среднего бизнеса понимание того, как государство способно им помочь.

Не стоит забывать, что результаты исследования были получены путем телефонного опроса, то есть представителей малого и среднего бизнеса спрашивали спонтанно, и они отвечали ситуативно. В случае с вопросами начинающимся с «планируете ли вы….» или «как вы считаете…» ответ может и не отражать реальность, что подтверждают данные корпорации МСП. В то же время создание информационных и консультационных центров может решить проблему слабой осведомленности, создав единую информационную систему.