Реинжиниринг процессов как средство радикального повышения их безопасности

15 июля 2015 г.

В высоко конкурентном рыночном окружении предприниматели стремятся к опережению конкурентов по ключевым показателям, важнейшим из которых является соблюдение техники безопасности на рабочих местах. В этом помогает применение процессного подхода при организации работы компании, оптимизация бизнес процессов, исключение из производственного цикла действий, не создающих ценность для клиента.

Однако погоня за прибылью и направленное на исключительно финансовые показатели стратегическое мышление руководства некоторых компании приводят к необоснованному перемещению вниз по шкале ценностей компании вопросов безопасности и охраны труда. Уменьшается доля запланированных затрат, сами бизнес процессы пересматриваются не в пользу охраны труда сотрудников и окружающей среды. Практически прекращается поддержка местных муниципальных образований в развитии природоохранных программ, экологических инициатив и проектов по повышению эффективности системы здравоохранения.

Все вышеперечисленное оказывает мощное негативное возвратное влияние на эффективность бизнеса самой компании.

Реинжиирнг бизнес процессов радикально меняет производственную философию в целом, в частности к вопросам безопасности труда. Формирование процессных кросс функциональных команд переводит соблюдение техники безопасности из разряда поднадзорной сверху обязанности рядовых сотрудников в более высокий статус общекомандной миссии, заметной и оцениваемой в масштабе всей компании.

Поскольку все участники процессной команды действуют в соответствии с распределенными ролями в рамках своего участия в бизнес процессе, управление состоянием соблюдения техники безопасности переходит из состояния преимущественно надзорной сферы деятельности в более творческую и эффективную сферу разработки и описания безопасных бизнес процессов. Важнейшими факторами безопасности становятся определенные соотношения риска и уровня производства, при которых производство не несет прямой угрозы здоровью и жизни сотрудников, собственности компании или ущерба третьим лицам.

«Встроенная в процесс» безопасность как элемент реинжиниринга бизнес процессов намного эффективней системы безопасности, привнесенной извне, стандартизированной первоначально с элементами последующей адаптации.

Вариантное исполнение бизнес процессов, принцип обеспечения ресурсами и выполнения работ в строго определенное время (JIT-подход) уменьшают до оптимального объем выполнения работ и привлечение ресурсов снижают общее количество нечастных случаев на производстве как значения пропорционального общему объему активности в компании.

Качественное улучшение показателя безопасности обеспечивается проработкой вопросов охраны труда на стадии проектирования бизнес процессов. Базовым представлением является признание невозможности достижения абсолютной, стопроцентной безопасности на рабочих местах. В бизнес процессы на стадии проектирования закладываются детальное расследование несчастных случаев, причинно-следственный анализ, статистическая обработка результатов. Заранее на длительный период планируются регулярные проверки знаний, тренинги, совещания по обмену опытом.

Имеется положительный опыт «лучших практик» обеспечения безопасности бизнес процессов при реинжиниринге. В частности, оптимизируется склад, доставка заказывается не на центральный склад, а до производственного филиала напрямую, максимально увеличивается число сотрудников, имеющих право анонимно возбудить расследование по фактам нарушения техники безопасности и отклонения от выполнения бизнес процесса по формализованной процедуре. Также считается эффективным сокращение времени производственного цикла и исключение временных разрывов. Большое внимание уделяется автоматизации выполнения бизнес процессов, обеспечения действий участников в соответствии с закрепленными ролями и в указанные сроки. Мировая практика подтверждает, что производства в компаниях, где внедрены CRM системы более безопасны.

Типовой бизнес процесс анализа уровня риска и опасностей включает в себя подпроцесс определения уровня риска и его бенчмаркинг. При определении уровня риска как неприемлемого производится оптимизация бизнес процесса и повторная оценка. Сам подпроцесс анализа содержит в себе три бизнес процессы более низкого уровня:

–Анализ риска возникновения несчастных случаев по причине человеческого фактора. В качестве профилактики применяются приемы совместной подачи сигнала управления двумя операторами одновременно или как минимум требуется согласованное действие двумя руками одного оператора. Ведется профилактическая работа, изучается практика расследования происшествий.

–Причинно-следственный анализ позволяет выделить взаимосвязь нескольких причин происшествия, нередко находящихся за гранью человеческой логики.

–Анализ потенциальных проблем позволяет предвидеть возникновения несчастных случаев при моделировании различных комбинаций возможных причин.

Очень важно, чтобы каждый участник процессной команды обладал знаниями и опытом для участия в анализе уровня безопасности по всем трем вышеперечисленным процедурам своего бизнес процесса. А в самой компании при регулярных проверках бизнес процессов на актуальность и полноту описания необходимо уделять особое внимание бизнес процессам анализа и обеспечения безопасности на рабочих местах.